Откуда у древних врачей были такие способности?

Кажется невероятным, какого уровня достигла медицина за долгие годы своего развития. Прошло не одно тысячелетие от первобытных шаманов, античных лекарей до современных способов лечения, микрохирургии, клонирования, имплантации.

К сожалению, сейчас журналы с технической и научной тематикой не так популярны, как раньше. Поэтому, не обладая информацией, можно иногда подумать, что мы достигли своего пика в развитии технологий, и дальше двигаться уже просто некуда. Однако, ученые физики и химики продолжают изучать Углеродные структуры, показывают их практическую пользу. А что из этого может получиться - читайте на сайте rebiznes.ru

Древний череп

Но взглянув на открытия ученых и археологов разных времен, складывается впечатление, что медицина развивалась "скачками", причем, в разных культурах по-разному. Например, египетская мумия возрастом 2600 тыс. лет, найденная в 1996 году, имела в колене металлический штырь. Техника его имплантации и дизайн штыря схожи с современными хирургическими разработками.

В Помпеях ученые нашли окаменелости хирургических инструментов - скальпели, зажимы, дренажи, катетеры. А 4000 тыс. лет назад индийский врач Сушрута уже практиковал первую в истории пластическую хирургию.

Все археологические находки свидетельствуют о высоком уровне развития таких стран как Месопотамия, Египет и Греция, поэтому найденная находка в горах Алтая, удивила российских ученных. В 2012 году они нашли три черепа, два мужских и женский, возрастом 2500-3000 тыс. лет. Техника проведения трепанации, совпадает с техникой из трактата Гипократа "Hippocratic corpus" 500 года до н.э., а это одно время с операциями. Но Сибирь и Грецию разделяет не одна тысяча километров. Как же древние алтайские врачи провели такую не простую операцию?

Чтобы понять это, российские ученые провели эксперимент - операцию с использованием инструментов эпохи бронзового века. Сложность заключалась именно в инструментах, но через 28 минут операция была успешно закончена.

Алексей Кривошапкин, нейрохирург, проводивший операцию, остался поражен мастерством древних врачей. Это действительно поразительно, но алтайские врачи точно знали безопасную зону для трепанации, что уменьшало повреждения и увеличивало шанс выжить.

После исследований сибирских черепов, было установлено, что одному из мужчин была удалена гематома из-за травмы головы. В его черепе был обнаружен рост костей после удаления гематомы, что говорит о долгой жизни после хирургического вмешательства. У другого мужчины не было никаких травм, операцию сделали из-за врожденной деформации черепа.

Женский череп рассказал ученым больше. Возраст женщины был примерно 30 лет, травма головы была получена вследствие падения. Но в этот раз врач работал слишком близко к кровеносным сосудам, из-за чего женщина скончалась во время операции или сразу после нее. Неизвестно, использовали ли врачи анестезию.

Люди, жившие 2500-3000 лет назад в Сибири, относятся к пазырыкской культуре. О них известно очень мало, поскольку никаких письменных свидетельств до нашего времени не сохранилось. Поэтому данная находка внесла ясность в историческое развитие культуры и медицины бронзового века алтайского края.

Будьте в курсе