Уникальный русский минерал оказался внеземным

Осколок породы, который был обнаружен на территории бывшего СССР еще в 70-е годы прошлого столетия, американские ученые признали первым квазикристаллом, найденным в природе. Сейчас исследователи говорят о том, что находка оказалась совсем внеземного происхождения.

Сайт дня: Ведете серьезный бизнес в сети? Тогда вам обязательно понадобится дата центр м9. Услуги размещения серверного и коммутационного оборудования на сайте http://www.di-net.ru

Уникальный русский минерал

Такое понятие как "квазикристалл" обозначает минералы с весьма необычной внутренней структурой, в которой можно встретить не постоянно повторяющиеся группы атомов, как и в большом количестве кристаллов, а структуры, которые состоят из двух, а то даже из трёх различных частей атомов. В результате чего физики сейчас наблюдают довольно необычную кристаллическую симметрию типа "невозможных" двадцатигранников, состоящих из атомов.

Следует напомнить, что о первом искусственном квазикристалле был известно еще 20 лет назад. С того времени было создано больше чем сто типов синтетических квазикристаллов, которые сейчас применяются в различных хирургических инструментах, а также в различных долговечных покрытиях.

Специалисты утверждали, что отыскать квазикристаллы в природных условиях просто не реально, так как они через некоторое время обязаны превращаться в обычные кристаллы. Как же они были изумлены, когда выяснилось, что квазикристаллы реально существуют, и более того, падают на землю прямо с неба.

Кусок довольно редкого минерала хатыркита, который стал героем этого исследования, был несколько лет назад найден вблизи Корякского нагорья. Затем его приобрел частный коллекционер из Голландии, вдова которого после смерти своего мужа реализовала все собранные образцы учёным из Музея естествознания в городе Флоренция. Четыре года назад их начала изучать международная группа петрографов, которую возглавляли учёные из Принстона.

Проведенное дифракционное исследование образца говорит о том, что в одном из обломков породы имеется квазикристаллическая решётка, состоящая из атомов меди, алюминия, а также и из атомов железа. Эти включения имел хатыркит, а также и иные минералы.

"Когда мне удолось увидеть результаты анализа, то я был сильно взволнован", - говорит Нань Яо, который является главой Института наук и технологии материалов Принстона. Впрочем, следует сказать, что он их получил на пороге Нового 2009 года, когда захотел самостоятель поработать в лаборатории.

Позднее в журнале Science была опубликована, в которой говорилось о весьма необычном минерале икосаэдрите, тем самым двадцатигранником. Но учёные на этом так и не остановились. Они захотели все-таки выяснить, как смог этот необычный минерал появиться в горах Чукотки.

Перебрав большое количество различных вариантов, учёные уже практически были готовы согласиться, что икосаэдрит является побочным продуктом какого-нибудь промышленного производства. Следует отметить, что в пользу говорило также наличие в находке металлического алюминия, который практически редко, когда встречается в природе.

Однако, после изучения состава обломка исследователями, у них просто не осталось никаких сомнений, что перед ними лежит внеземной обломок, так как в его породе присутствовал породы минерал стишовит, в составе которого имеет форма кремния, которая образуется только при довольно высоких давлениях, а также и температурах, не применяемых ни в одном из видов деятельности человека. Также стоит отметить, что этот кремниевый минерал частенько находили в метеоритах.

Следует отметить, что квазикристаллическая структура была найдена недалеко от зёрен стишовита, это может означать то, что эти оба минерала родились в каком-то экстремальном природном процессе.

Также из анализа изотопного состава образца стало известно о том, что соотношение изотопов кислорода в пироксене, а также в оливине точно такое же, как и в углеродистых хондритах.

Скорей всего, минерал появился около 4,5 млрд. лет тому назад, именно в то самое время, когда формировалась наша Солнечная система. Исходя из этого, находка является старше нашей планеты.

"Открытие говорит о том, что квазикристаллы могут образовываться также и в природе, а также что они могут на протяжении многих миллиардов лет не изменять состав ", - поведал глава этой работы П. Штейнхардт из Принстона.

Удивленные своими выводами американцы решили также и иные природные квазикристаллы. Год назад им удалось найти вдову амстердамского коллекционера, которая реализовала собрание музею во Флоренции, выпросили у неё записи ее мужа.

Было также выяснено, что образец весьма необычного минерала был взят из гослаборатории ещё во времена СССР. Прочитав статьи того времени, учёным удалось найти минеролога, который еще в 1979 году смог обнаружить обломки хатыркита в горах Корякского нагорья.

Летом прошлого года ода петрографами была проведена экспедиция в наше государство, в результате которой им удалось обнаружить то самое место, а также и новые образцы минерала. На данный момент они продолжают их подробно изучать.

31.01.2012 г.