Ежегодно растет количество детей с каким-либо диагнозом нервного заболевания. Причины этого явления намного глубже, чем сложная социальная обстановка.
Опасность таких заболеваний кроется не только в их тяжести или неизлечимости, сколько в отношении к ним.
Большинство родителей не замечают у своих детей первых признаков неврозов или нервных расстройств, или же относится к ним довольно поверхностно, и только небольшая часть предпринимает реальные действия для решения возникших проблем. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервных расстройст можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз у детей появляется еще в дошкольном возрасте, можно сделать печальные выводы.
Если ребенку с детства внушали, что он "тюфяк", "разгильдяй", "оболтус", со временем ребенок начнет в это верить. Но вначале, внутри него, происходит конфликт потому, что он знает, что не такой плохой, а родители этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого конфликта вытекает нервное напряжение, с которым ребенок не в состоянии справится. Ребенок может решить эту проблему двумя способами: либо он приспособится под непомерные требования родителей и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать способы защиты своего собственного "Я", либо же будет сопротивляться, что приведет к конфликту с родителями. Оба варианта приведут к повышенному нервному напряжению, и если родители не сменят свою "педагогическую политику", у ребенка возникнет нервное расстройство, невроз, который он понесет с собой во взрослую жизнь.
Судя по масштабу распространения этой проблемы - в недалеком будущем нас ждет "полная невротизация населения". А общество состоящее из невротиков не сможет гармонично существовать в дальнейшем.
Но не все так мрачно. Все же большинство родителей придает большое значение здоровью своих детей и семьи в целом. К сожалению, многим из них приходится действовать методом проб и ошибок, но главное в этом их желание вырастить здоровых детей. неоспорим тот факт, что нынешняя жизнь сложна, лишена стабильности и полна стрессов. В данных условиях жить и растить новое поколение будет легче только здоровым людям как изически и морально, но главное - психически.
Общеизвестны изменения, проишедшие в современной семье: уменьшение количества детей, уменьшение роли старших братьев и сестер и резкой дифференциации между членами семьи в целом. Сюда же можно добавить смешение половых ролей в обществе. Мужчины все больше устраняются от воспитания детей, стараются сложить с себя ответственность за этот процесс. Женщины, в свою очередь, предлагают детям стереотип модели поведения, не соответствующий действительности: для мальчика это смесь "прекрасного принца" и "Шварцнегера", не подкрепленный примером отца, для девочек - стереотип скромной, домовитой женщины, хотя пример собственной матери не соответствует реальной женщине в современном обществе.
Социальные психологи отмечают изменения происшедшие в нынешней семье, намечается тенденция к формированию ее нового типа. Отношения в семье строятся скорее на товарищеских принципах, нежели на принципах главенства одного из супругов. Но процесс становления модели новой семьи труден и болезненен, так новые роли еще не до конца освоены: мужчин порой так и тянет стукнуть кулаком по столу и сказать: "Кто в доме Хозяин?", женщины, воспитанные старым поколением, вынуждены приспосабливаться к современным условиям и вести себя более активно, а следовательно также претендуют на роль главы семейства. Оттого многие семьи распадаются, не перешагнув пятилетний рубеж. Но так как в семье, как правило к этому времени уже есть дети, то прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых. Что способствует развитию неврозов и других нервных расстройств.
В большинстве случаев причины нервных заболеваний у детей кроются в несостоятельности родителей, в их неспособности выполнять родительские функции из-за инфантилизма людей создающих семью. Они продолжают жить своими пробоемами, не задумываясь о судьбе своих детей. Современные родители стараются как можно быстрее переложить воспитание своего ребенка на воспитательные учреждения, занимаясь устройством своей жизни и карьерой.
Во взрослую жизнь дети уносят тот стереотип отношений, который сложился у них в детстве. Если малыш часто наблюдает ссоры родителей, то он в последствии принимает их за норму в своем поведении.
Гармоничные же отношения вероятнее всего создадут благоприятную почву для развития гармоничной личности, хотя случаются и исключения.
Можно выделить несколько видов детских неврозов:
- Невроз страха, чаще всего можно говорить о страхе смерти, который проявляется в той или иной степени у всех детей в возрасте 5-6 лет. В большинстве случаев дети сами справляются с этой проблемой, если в семье присутствует жизнерадостная эмоцианальная атмосфера.
Источником таких страхов является мать, тревожная по характеру, и всего этого боявшаяся в детстве.
-Неврастения - болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка, который не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих.
Чаще это происходит от неспособности родителей принять его таким, каков он есть. А ребенок не в состоянии понять отчего так строги к нему родители, ведь он старается выполнять все их требования. Говорить о здоровой психике ребенка в таких случаях не приходится, ребенок постепенно уверяется в собственной неполноценности.
Другой причиной такого невроза может служить переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье. Как правило, такая ситуация оборачивается нервными срывами, тиками, а случается и неприкрытой агрессии к младшим брату или сестре. Так старший ребенок понимает причину снижения своего рейтинга у родителей.
- Истерический невроз - его проявления знакомы многим: ребенок чрезмерно капризен, истеричен, падает на пол, бьется. Происходит это от того, что до определенного периода родители потакали требованиям своего чада, но вдруг ввели ограничения, которые ребенок не в состоянии понять и принять.
Причины этого кроются в непоследовательности родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек.
Другой причиной истерического невроза является не повышенное внимание к ребенку, а наоборот его отсутствие. По мере накрпления дефицита внимания, дети устраивают демонстрации.
- Невроз навязчивых состояний, этот тип невроза проявляется в более старшем, школьном возрасте.
Корни его те же - семейные отношения, вернее их нарушения. Повышенная требовательность родителей, их принципиальность - вопреки здравому смыслу. Воспитание напоминает муштру. В таких семьях у детей возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей.
В своем большинстве, как мы выяснили, причина все детских неврозов кроется в несовершенстве семейных отношений.
В случаях, когда дети чувствуют в родителях прежде всего любовь, находя в них опору и понимание, они проходят брлее безболезненно кризисные моменты своей жизни.
Говорить о причинах детских неврозов можно долго. Главное понять, что причины их кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители водят своих детей по врачам, допытываясь отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, не понимая что причина в них самих, в несостоятельности их, как родителей.
Говоря о детских неврозах, следует не забывать, что это заболевание передается в виде наследства от собственных родителей. Неврозы - понятие не генетическое, а обусловленное состоянием родителей на момент рождения малыша.
Комментарии
Отправить комментарий